Памяти учителя:

Людмила Семеновна Сажина

У каждого человека есть семья, друзья, родные и близкие. И у тебя, читатель, тоже есть. И, так как человеку свойственно задумываться о своем будущем, может, ты хотя бы раз задумывался о том, что же будет, если вдруг не станет близкого тебе человека. А нам на этот счёт фантазировать не пришлось.

Сказать, что Людмила Семёновна была дорогим нам человеком, значит, ничего не сказать. Она была лучшим другом для тех, кто знал её, она была великолепным наставником для своих учеников и, наконец, интереснейшим человеком, с которым можно было «пройти сквозь слои времени и попасть в совершенно иные миры, не двигаясь с места, а лишь беседуя с ней».

Многие известные литераторы пытались создать образ идеального учителя, образ человека, достойного подражания. Вспомним произведение Распутина «Уроки французского», в котором речь идёт о больном малокровием мальчике, которому старается помочь его учительница. Мальчик не мог купить себе еды и страдал от этого.  Лидия Михайловна нашла удачный выход, придумав игру на деньги «замеряшки», в которой всегда выигрывал мальчик, благодаря которой у героя снова появились деньги, он смог покупать необходимое молоко для себя. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.

Своих же учеников, по словам Мячиной Влады, Людмила Семёновна учила главному: принимать реальную жизнь, а не жить иллюзиями; понимать позиции окружающих людей; уважать старшее поколение. Она не находила себе любимчиков, но учила и старалась понять  каждого, уважала всех, вне зависимости от стремления к знаниям и отношения к её предмету. Людмила Семёновна была прекрасным учителем, по рассказам её учеников на уроках всегда стояла тишина, всем было интересно. Она часто рассказывала о блокадном Ленинграде, да это и понятно, ведь она прожила всю жизнь в Ленинграде. Людмила Семёновна руководила музеем «Ильинская Слобода», в который она вкладывала душу историка и просто жителя, любящего свой район. Многие экспонаты музея принадлежали к личным её архивам. Увлекательны были и экскурсии с ней. О каждом старинном здании, о каждом памятнике войны Людмила Семеновна могла рассказать целую историю.  Людмила Семёновна обладала редким даром преподнести Живую Историю, могла заставить проникнуться чувствами людей того времени, о котором рассказывала, увидеть историю своими глазами.

 

Людмила Семёновна рассказывала о своём детстве:

«В 1945 году мне было 14 лет и училась я в 7 классе 140 школы нашего же района. Была эта школа на углу улицы Георгиевской и Большеохтинского проспекта, там, где сейчас поднимаются корпуса большой гостиницы.

Какое было настроение после войны? Настроение было очень приподнятое. Этого дня ждали 1480 дней и, конечно, казалось, что, прежде всего, все надо привести в порядок. Поэтому мы, ученики 7-8-9 классов – а всех этих старших классов (мы тогда уже считались старшими) было в школе только по одному – мы все выходили разбирать завалы, ведь вся деревянная Охта и Пороховые во время войны были разобраны на дрова. И вот разбирали остатки старых зданий, выносили мусор, школу убирали сами, сами пилили дрова, сами кололи, и топили одну печку на два класса: в одном был старший, а в другом - совсем маленькие.

Вся жизнь была каким-то стремлением что-то создать, созидать…

Чувствовали мы себя людьми очень нужными, несмотря на молодой возраст и студенческие годы. Даже когда в 1950 году началась война в Корее, а мы работали на строительстве электростанции в Михалево, мы пели:

«Знает каждый из нас,

Что на стройке сейчас

От окопов корейских вдали

Люди лучших бригад

Вахту мира стоят,

Защищая судьбу всей Земли».

 

Многие ученики и коллеги Людмилы Семеновны часто вспоминают её:

 

  • Юлия Тенишева, ученица: «Экскурсии Людмилы Семеновны были всегда познавательны и интересны, каждый раз мы узнавали много нового, открывали для себя удивительные факты о тех событиях, о которых, казалось, мы знали почти все. Она умела заинтересовать и увлечь за собой. Без преувеличения можно сказать, что каждый из тех, кто занимался с ней, открыл наш район заново»
  • Влада Мячина, ученица: «С ней можно было поделиться всем, чем нельзя даже с друзьями. Она не раз давала мне советы. Так же, она рассказывала мне о своей семье»
  • Кирилл Камелин, учитель истории: «Таких учителей, как Людмила Семеновна, немного. Всегда внушают уважение знания и опыт, но когда человек делится ими с открытым сердцем и душой – это вызывает любовь и оставляет память на всю жизнь»
  • Ольга Розанова, учитель истории: «Вбежав на второй этаж, я всегда смотрела, открыта ли дверь музея... И если дверь была открыта, это означало для меня, что Людмила Семеновна здесь, а значит все хорошо, и можно спокойно работать»                              

 

Жгутова Юлия, Тенишева Юлия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".